Об истории катафалка

Ритуальные услуги являются той сферой, которая останется востребованной во все времена. И она осталось одной из немногих, которая трансформируется очень небыстро. Традиции – вещь устойчивая, тем более в данной области, где к ним стараются относится со всей серьезностью. Новые веяния приживаются здесь с трудом. По христианской традиции людей принято хоронить в гробы, так это и происходит на протяжении многих веков. Лишь в последние годы в мегаполисах, где остро ощущается нехватка мест для захоронения все чаще умерших стали кремировать. В остальном, по большому счету все осталось без изменений. Как и раньше, могилу украшают цветами и кладут на нее ритуальные венки, как и раньше, тело усопшего накрывают покрывалом с церковной вышивкой. Как и раньше усопшего отпевают и везут на кладбище. Разумеется, что с развитием человеческой цивилизации техника не стоит на месте и вместо похоронных экипажей и конного катафалка, в качестве ритуального транспорта стали использоваться автомобили.

Однако, как уже говорилось выше, ритуал является той сферой, где все новое приживается крайне плохо, поэтому большинство западных фирм, которые производят катафалки, являются наследниками контор, производивших еще кареты и повозки для соответствующих целей по заказам похоронных бюро. Если сейчас внешний вид элитного катафалка строг и минималистичен, то еще 70-100 лет назад конные упряжки выглядели совсем иначе, щеголяя роскошью и удивляя своей помпезностью. Для внутренней отделки, как правило, использовался красный бархат или другие, не менее дорогостоящие материалы. Снаружи, кареты украшались резьбой и живыми венками. Впрочем, как и сегодня основной главный цвет катафалка, как и траурной церемонии – черный, хотя раньше на черном фоне использовалась еще и позолота. Формы катафалка были довольно разнообразными и могли выглядеть как собор на колесах или огромный саркофаг. Под стать «кузову» повозки, лошадей старались подбирать по черной масти с соответствующим цветом упряжи и плюмажами. Довольно долгое время конные упряжи успешно конкурировали с автомобилями, справедливо упирая на то, что экипаж, запряженный лошадьми, более эстетичен и благороден, нежели моторное средство. Однако прогресс постепенно брал свое, и конный катафалк постепенно уступил место своему автомобильному собрату. 

Разумеется, что моторный катафалк свой нынешний вид обрел не сразу и не вдруг. В начале ХХ века ритуальный автотранспорт представлял из себя автомобили, кузов которых стоял на шасси небольших грузовиков американских фирм White», «Autocar» или «Cunninghem». Кабины таких машин были открыты и оборудованы направляющими для гроба. Как и кареты, снаружи они украшались резьбой и живыми венками. Внутри, рядом с местом для гроба ставились небольшие скамейки для провожающих в последний путь.

Нередким было и такое явление как детский катафалк, которые проектировались на базе таких автомобилей как «Форд-Т», «Оверланд», «Додж». С развитием массового производства похоронные автомобили перекочевали на платформы элитных марок, таких как «Cadillac», «Packard», «Prize Arrow», «Pirless». Общая характеристика указанных моделей – внушительные габариты кузова, плавность хода и мощные двигатели.
Необходимо отметить, что ритуальный транспорт не ограничивался автомобилями. В Америке после Первой Мировой Войны стали строить самолеты-катафалки с двигателем в 400 лошадиных сил, вмещавшие в себя пилота с помощником, шесть пассажиров и имевшие место для гроба.
При освоении Аляски, американцы строили катафалки-снегоходы, где фордовский передний мост ставился на лыжи, задние колеса стягивались гусеничной лентой.   

Тем не менее, в начале века, автомобильные катафалки были уделом богатых и «продвинутых» людей. Несмотря на то, что с производством катафалков было так или иначе связано порядка 30-40 автомобильных компаний, общий годовой объем выпуска таких машин был невелик и составлял около 200 единиц, однако, к середине 30-х гг. он увеличился до 1500-2000 в год. В конструкторских решениях преобладал тип «Лимузин».

На европейском континенте похоронные автомобили производились на базе таких марок как «Роллс-Ройс» и «Даймлер» в Британии, и «Хорьх», «Мерседес» и «Бреннабор» в Германии. Однако по уровню отделке, оборудованию и внешнему виду Старый Свет значительно уступал своим заокеанским конкурентам.
Несмотря на консервативный подход в похоронном деле, компании производители всегда принимали во внимания пожелания крупных заказчиков. Так в 1935 г. по заказу китайской императорской семьи, на базе шасси от грузовика «Форд-АА» был построен катафалк в виде буддийского храма.
Однако при массовое производство редко отвлекалось на заказы по индивидуальные проекты, хотя это и сулило немалые прибыли. Машины лимузин класса прочно оккупировали рынок катафального транспорта уже во второй половине 30-х гг.

После Второй Мировой Войны отделение «Кадиллак» компании «Дженерал Моторс» запустило линию по производству удлиненных шасси на базе премиум моделей. В Европе же катафалки собирались на платформе «Ситроен ДС-21», «Мерседес-300», «Опель-Адмирал». Но уровень европейских катафалков был на порядок ниже, чем американских, которые имели все необходимые атрибуты автомобилей VIP категории, такие как усилитель руля, передние сиденья с электрической регулировкой, электрические стеклоподъёмники, ну и разумеется роскошную отделку, и автоматическую платформу для загрузки и выгрузки гроба, или по крайней мере ролики для облегчения вышеуказанных процессов. Наиболее распространенным цветом катафалка на Западе, разумеется, являлся и является черный.

В СССР роль катафалка обычно исполнял грузовик или ПАЗик. Однако в последнее время на смену им пришли микроавтобусы, которые более комфортабельны и лучше отделаны. Плюсом использования таких машин на сегодняшний день является относительно невысокая стоимость аренды, которая составляет в среднем 6-8 тыс рублей и вместительность. Ритуальный автобус оборудован 15-17 пассажирскими местами, подиумом для гроба и местом куда можно поставить ритуальные венки и прочих похоронных принадлежностей.

В 50-е гг. был созданы отечественные катафалки премиум класса на базе «ЗИС-110», работавшие при институте Склифасовского. Дыло еще несколько попыток создать отечественные высокого класса автомобили для перевозки умерших на базе «Чайки» и ЗИЛа, однако, широкого распространения они не получили.

На сегодняшний день самой топовой моделью катафалка является Кадиллак-Девилль , кузов которого сделан под универсал. Даже аренда автомобиля такого уровня, дело, отнюдь, не дешевое. В России им пользуются в основном для похорон VIP персон, хотя, если родня усопшего располагает достаточными средствами для его аренды, он доступен и среднестатистическим гражданам. Данный катафалк представлен на нашем сайте и доступен для заказа.