Вопросы ритуального бизнеса

Что будет дальше в сфере ритуальных услуг?
Как сегодня работает сфере ритуальных услуг? Этим вопросом задавались многие журналисты и обозреватели, чиновники и антимонопольщики. В открытой прессе мы видели довольно общий взгляд на проблему, где эмоции преобладали над фактами. В данной статье мы попытаемся дать непредвзятую оценку тому, что происходит в отрасли ритуальных услуг.
Основой любого коммерческого предприятия, проще говоря бизнеса, является сбыт. Это краеугольный камень, потому как зачем производить то, что не будет продаваться. Причем, на современном этапе развития экономики, качество продукции, к сожалению, не всегда играет определяющую роль. Важнейшей составляющей цельногобизнес цикла является путь товара от производства до реализации. Проще говоря – канал сбыта. Например, условный производитель болтов и гаек ИП Иванов может делать качественную и недорогую продукцию, но как ему заставить покупать ее конечного потребителя – машиностроительный завод города N-ска, где решение о приобретении комплектующих принимает менеджер по закупкам. Обычно, он либо материально заинтересован в покупке аналогичных, но более дорогих деталей у другого производителя, либо ему просто не хочется тратить время на рассмотрение альтернативных вариантов, чтобы сэкономить предприятию некоторую сумму.
Похожая ситуация наблюдается и в розничных сетях, где предпочтение отдается известным, зачастую более дорогим брендам, а не местным производителям продуктов питания и товаров народного потребления.
В сфере продажи похоронных принадлежностей дело обстоит еще жестче. Тут действует правило «первой руки». Вместе с участковым милиционером, врачом или каретой скорой помощи всегда прибывает ритуальный агент. Он, в основном, и «окучивает» убитых горем родственников. Вопрос цены перед людьми в такую минуту стоит редко. Исходя из имеющегося бюджета люди заказывают предлагаемые агентом ритуальные принадлежности и услуги. Они не имеют ни возможности? ни желания сравнивать цены на аналогичную продукцию других фирм. Если же, усопший поступил в морг минуя приезжающих на дом агентов, то там его родственников обязательно встретит сотрудник ритуального бюро, прикрепленного к моргу. Через него пойдет заказ не только транспорта, гроба, венков и прочих принадлежностей, но он также будет принимать заказ на приведение тела покойного в порядок. Довольно часто, сотрудники моргов, как и агенты навязывают покупку ритуальных принадлежностей у них, увязывая это с ценой на подготовку покойного к траурной церемонии.
Правда, надо отдать должное, что к своим обязанностям ритуальные бюро, прикрепленные к моргам, подходят более чем ответственно. Зайдя в траурный зал одной из больниц Центрального Административного Округа вы можете увидеть подиум для выставки гроба с телом усопшего, мраморный пол, иконы и лампады в углу, натяжные потолки дескор, далеко не самые дешевые.
Все чисто, торжественно, соответствует духу проводимой церемонии. Вряд ли бы больничная администрация стала бы следить за этим.
Однако если посмотреть на это с другой стороны, то невольно задаешься вопросом, а нужен ли вообще этот зал при больнице. Обычно родственники прощаются с усопшим до 3-х раз. И это не дань традиции, а дублирование функций. Первое прощание происходит в морге. Затем, большинство процессий движется в церковь, где происходит отпевание и родственники опять же прощаются с покойным. Наконец, в третий раз, прощание происходит непосредственно на кладбище. Спрашивается, нужна ли процедура прощания в траурном зале морга? Иногда да, но очень редко.
О том, что может стать альтернативой мы поговорим в следующих статьях.